UkrainianPolishRussian

Александр Марченко - "король поседжаторе" в музее Юлиуша Словацкого

Печать PDF

  Елена ГАСЬКЕВИЧ

Старший научный сотрудник

IMG 1813

Областной музей Юлиуша Словацкого в Кременце  изначально стал живым и действенным очагом культуры, местом встреч художников, ученых, литераторов, молодежи и студенчества, центром обмена мнениями и презентаций творческих достижений. Мероприятия здесь рассчитаны на различную аудиторию и одной из главных задач является развитие эстетических вкусов молодого поколения.

      Недавно в музейном Салоне Саломеи  Тернопольский бард Александр Марченко, представил  свою авторскую литературно-музыкальную программу «Повей, ветер ...» по мотивам произведений классиков украинской литературы.  Вечер не был  приурочен какой-либо памятной дате. Ведь, по словам господина Марченко, о классиках стоит вспоминать не только в дни рождения или смерти и освещать их  как патетически забронзовелых монументы. Творчество известных всем нам Григория Сковороды, Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко - живо и актуально, близко сердцу каждого украинца. Подход автора программы к подбору произведений был глубоко личный. Господин Александр руководствовался собственными предпочтениями, пытаясь донести до аудитории те произведения, которые были особенно близки его сердцу. Он мастерски скомпонировал общеизвестные произведения ( «Мне все равно» - (Т. Шевченко) с менее известными «Горе той чайке» - (Мазепа) старинные - (Сковорода) с современными - (Л. Костенко) песня чередовалась с декламацией поэзии и прозой. Александр Марченко вел непринужденный диалог с аудиторией, его глубокий голос с бархатными нотками завораживал, а мастерская декламация заставляла по-новому воспринимать хрестоматийные произведения.

IMG 1780

IMG 1801

Впрочем, об Александре Марченко стоит сказать чуть больше. Родился поэт в Львове, но своим родным городом всегда считал Тернополь. Трепетая эмоциональная связь у господина Александра и с Кременцом, городом юности его родителей. Львовская консерватория, Тернопольское железнодорожное депо, Киевская и Тернопольская государственная филармония, Тернопольский коммерческий институт - это только основные вехи в его яркой и разнообразной трудовой биографии. Невольно удивляет многогранность таланта господина Александра. Пианист, шансонье, поэт, переводчик, педагог, актер - во всех этих направлениях он обнаружил большой творческий потенциал. 

К сожалению, это уже стало печальной традицией, нашим соотечественникам часто удается реализовать свои возможности не у себя на родине, а за рубежом. Так случилось и с Александром Марченко. Как и тысячи украинцев, он вынужден был уехать за границу на заработки. В Италии он прошел сложный, интересный и невероятный путь от уличного певца к королю «поседжаторе» - исполнителя неаполитанской народной песни. Господин Марченко - единственный иностранец, вошедший в 12 лучших исполнителей этого самобытного жанра. Неожиданно для себя он стал знаменитостью. Его приглашали на центральные каналы итальянского телевидения, о нем сняли документальный фильм, его узнавали на улице. Сейчас Александр Марченко живет в Тернополе.

   IMG 1784Следующая встреча с Александром Марченко состоялась в музее Юлиуша Словацкого при содействии руководства государственного казначейства. В исполнении господина Марченко многочисленные гости «Салона» услышали калейдоскоп романсов и песен. Звучали украинские, французские, итальянские, польские песни. Вторая часть выступления была посвящена фортепианным произведениям. Звучал Шопен - а как же иначе? Ведь Фридерик Шопен и «хозяин» Салона - Юлиуш Словацкий - почти ровесники и почти друзья. Их судьба была очень похожей. Оба эмигрировали в Париж, оба были необыкновенно талантливыми, как Ю. Словацкий так и Ф. Шопен болели туберкулезом. А еще - оба они любили одну и ту же девушку - богатую шляхтянку Марию Водзинскую. И хотя Мария ни одному из них не ответила взаимностью, отношения между гениями  навсегда оставались прохладными.

Не случайно звучали в исполнении А. Марченко и произведения одного из самых влиятельных пианистов 19 в. - Ф. Листа, который был в Кременце и дал здесь сольный концерт.

   Выступление  завершилось дискуссией, которую инспирировала директор музея Тамара Сенина. Особенно трепетно были восприняты слова благодарности художнику, высказанные известным кобзарем Василием Жданкиным, который также отметил деятельность музея Юлиуша Словацкого как одного наиболее значимых центров культурной жизни региона.